Психоаналитическое учение о человеке было выдвинуто З. Фрейдом. Видение человека с точки зрения «отца психоанализ» отличается нетрадиционным представлением о его внутренней природе. К своим теориям Фрейд пришел путем самоанализа и наблюдения за невротическими пациентами, т.к. границы между нормой и патологией (в психоанализе) не столь строги. Можно сказать, что человеческая природа была понята Фрейдом «по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело». И здоровая и отклонившаяся от нормы психика истолковывается Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо. В зависимости от того, успешно ли был преодолен «эдипов комплекс» или нет, произошла ли фиксация, задержка на одной из «доэдиповых» ступеней развития либидо, протекает вся взрослая жизнь человека.
Итак, был предложен новый метод лечения невротиков, получивший название — психоанализ. В основе этого метода лежали представления о сексуальной этиологии неврозов, о бессознательном пласте человеческой психики, о скрытом психическом материале, вытесненном из сознания человека, и о возможностях перевода бессознательных мыслей в сферу сознания благодаря таким исследовательским приемам, как толкование сновидений, выявление патогенного содержания, получаемого в процессе расшифровки речевых ассоциаций, изучения ошибочных действий (описки, оговорки и иные промахи) и т.д. В поле зрения Фрейда оказался мало исследованный пласт человеческой жизни.
Психоаналитическая антропология была основана на «вычленении бессознательных и сознательных аспектов человеческой деятельности как не сводящихся друг к другу и характеризующихся своими собственными законами структурирования и функционирования»(Лейбин, В.М.) Приоритет отдавался бессознательному, как источнику мотивационного поведения человека. Оно же стало реально значимым концептом. Фрейд не только обратился к проблеме бессознательного, но и вывернул наизнанку сознание, обнаружив тем самым скрытые стороны бытия человека в мире. Что же представляет из себя человек, если в основе его лежит бессознательное?
Итак, как носителя бессознательного Фрейд рассматривал влечения человека. Доминирующее место отводилось сексуальным влечениям. По мнению Фрейда, они являются причиной возникновения невротических заболеваний. Проявление этих инстинктов Фрейд обнаруживал в снах, ошибочном поведении, оговорках, забывании, ошибках речи, в шутках, иронических высказываниях. Учение о сексуальной этиологии неврозов переросло затем у Фрейда в более общую теорию.Со временем Фрейд внес коррективы в свое понимание сексуальности. Если первоначально в качестве «первичных» он рассматривал сексуальные влечения, то в дальнейшем основатель психоанализа предпочитает говорить уже о «психосексуальности», имея в виду «душевный фактор» сексуальной жизни. Затем понимание сексуальности получает у Фрейда более широкую трактовку. Теперь оно включает всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т.д.). По словам самого Фрейда «расширенная сексуальность психоанализа совпадает с Эросом « божественного Платона». Эрос у Платона и в платонизме — это побудительная сила духовного восхождения и экстатическая устремленность к созерцанию идей истинно сущего, добра и красоты.
Несмотря на то, что Фрейд не ставит во главу угла техники психоанализа переменную любви, как это делал Роджерс в своей «терапии любовью», он, тем не менее, предает ей большое значение в своей теории. Хотя по сведениям, касающимся работы самого Фрейда с пациентами, нельзя сказать, что он был абсолютным эталоном «нейтральности». Он искренне любил своих пациентов.
В более поздних работах Фрейд пришел к выводу о том, что «первичные» влечения составляют полярную пару созидательной любви и диструктивности. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).
Человек у Фрейда — эротическое существо. Внутренний мир его подвержен конфликтам. Конфликт, обладающий двумя внутренне противоположными мотивациями свойственен человеческой природе. Фрейд помещает его на центральное место. Психоанализ считает, что человек разрываем конфликтами.
Фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов помогает пониманию природы конфликтов. Итак, по Фрейду личность разделена на Оно(Id), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго). Все элементы структуры находятся в определенном соподчинении друг с другом.
Оно(Id) — сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицания. Оно(Id) –сущностное ядро личности. Вокруг него и над ним структурируются и настраиваются остальные элементы. Оно – это область нерешенных конфликтов и забытых впечатлений. Я (Эго)- сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение.
Сверх-Я (Супер-эго)- сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе. [Фрейд, З. «Я» и «ОНО»]
Фрейдовское «Я» — это не что иное, как особая, дифференцированная часть «Оно». Следовательно, в психоаналитическом видении человека, бессознательное управляет сознанием, властвует над индивидом. Моральное и социальное «Сверх-Я» оказывается наследником и носителем бессознательного. “Я” как бы находится в зависимости не только от бессознательного “Оно”, но и от социального “Сверх-Я”. «Сверх-Я» властвует над ним в виде двух “демонов” — совести и бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдовское “Я”, не являясь, по выражению основателя психоанализа, “хозяином в своем доме” , находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, “Оно” и “Сверх-Я”, что постоянно драматизирует человеческое существование. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире.Это усугубляется тем, что каждый индивид, по Фрейду, обладает склонностью к агрессии. Внутренний мир человека представляет собой арену борьбы и действия двух противоположных сил. Сексуальность и агрессивность – два основных побудительных мотива человеческой жизни и межличностных отношений. Они рассматриваются Фрейдом как две наиболее могущественные силы, детерминирующие поведение человека. Лозунгом Фрейда и соответственно результатом терапии были слова: «Там, где было Оно, должно стать Я». Человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, добродушным существом. Среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Именно в силу этих внутренних качеств человека культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой уничтожения.
Таким образом, мы видим, что с точки зрения психоаналитической антропологии человеку присуща двойственная природа. Фрейд не ставит окончательный диагноз в отношении характеристики человеческой природы как доброй или злой. Правда, в отличие от мыслителей, признававших исключительно “добрую природу” человека и акцентировавших внимание на сознательной деятельности людей, основатель психоанализа стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, импульсивные и агрессивные наклонности индивида, а также подчеркнуть ведущую роль бессознательных влечений в жизни человека. Надо отметить, что это не значит, что Фрейд не признавал наличия в человеческом существе добрых начал или не верил в силу человеческого разума. “Мы подчеркиваем все злое в человеке, — замечает Фрейд, — только потому, что другие это отрицают, — благодаря чему душевная жизнь человека хотя и не становится лучше, но зато делается непонятной. Если же мы откажемся от односторонней этической оценки, то, несомненно, сможем определить форму взаимоотношений доброго и злого в человеческой природе” Фрейд признавал и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что “примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко” . Вместе с тем Фрейд полагал, что “склонность к агрессии является первоначальной, само по себе существующей инстинктивной диспозицией в человеке”.
Итак, психоаналитическое видение человека предполагает:
1.«Свертывание» человеческой проблематики во внутрь индивида.
2. Акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания.
3. Интерпретацию человеческого существование с точки зрения внутриличностных конфликтов.
4. Взгляд на человека «снизу» (по способу рассмотрения человека как феномена Бытия), от заложенных в нем бессознательных сил.
Надо отметить, что конфликт между сознанием и бессознательным есть величайшее открытие школы Фрейда. Психоанализ открыл в человеке бездну тьмы, противоречие и муку. И хотя история обращения к проблеме бессознательного имеет древние корни, можно предположить, что христианские (имеется ввиду апостол Павел как первый «теоретик бессознательного»), Фрейд первым в истории естествознания и медицины заявил, что под кровом сознания скрыт глубинный», «кипящий» пласт неосознаваемых личностью стремлений, влечений, желаний. Есть мнение, что такая темная формулировка человеческого состояния как у Фрейда намного ближе библейской реальности. П.Флоренский говорит о том, что « христианство, как видно из опыта, судит о человеке вернее, когда говорит о его греховной природе, чем философы, предполагающие идеальность «естественного» человека…». Вслед за Флоренским хочется отметить, что психоанализ, по сути, делает то же самое: говорит о греховной природе человека. В христианстве падший человек выглядит ничуть не красивее, чем в психоанализе.
Однако, Фрейд отрицает возможность чистоты человеческой природы. Его видение человеческой природы скорее пессимистично.